Previous
Next

Тобольская фабрика художественных косторезных изделий ведёт свою историю с 1929 года, с основания косторезного цеха при Артели «Кустарь», оставаясь на протяжении многих десятилетий центром притяжения талантов и развития Тобольского косторезного промысла.

В начале XVIII века с помощью пленных шведских офицеров в Тобольске было начато обучение грамоте иностранных и русских детей, создавались предприятия, среди которых было и косторезное. Часть продукции, среди которых были и костяные шкатулки, поступало на потребность Губернского и метрополичьего домов. Другая часть шла на продажу в Москву.

В 1860-х годах резьбой по мамонтовой кости занимались ссыльные поляки. Они делали булавки, броши, табакерки, запонки. Среди авторов таких работ наиболее известен был Игнатий Пляпос, который был знаком с косторезным искусством ещё до приезда в Сибирь. Ссыльные поляки занимались резьбой по кости вместе с местными художниками. Рисунки для некоторых из них разрабатывал тобольский график, писатель и краевед М.С. Знаменский. Выучившись у ссыльных резьбе по кости, он обучил этому искусству Фурсова, братьев Филимоновых, Терентьева.

В 1870 году в Тобольске открывается краеведческий музей, который объединил группу прогрессивной интеллигенции, с целью просвещения народа. В их числе был губернский землемер, любитель рисования И.Е. Овешков. И в 1874 году И.Е. Овешков открывает «Сибирскую мастерскую изделий из мамонтовой кости» на имя своей супруги Софьи Ивановны. Регистрация этой мастерской считается официально принятой датой возникновения Тобольского косторезного промысла. Позже в этой мастерской стали работать резчиками два сына Овешковых – Пётр и Иван.

Сырьём для производства была мамонтовая кость, за которой Овешков ездил в Обдорск на Крещенскую ярмарку. Выпускаемые мастерской изделия удовлетворяли потребность городского населения. Среди них были предметы для письменного стола, для дамского туалета, для столовой. Особое значение придавалась экспонированию работ на различных смотрах и выставках: это Екатеринбург, Курган, Казань, на которых присуждались престижные награды.

В Тобольске возникали и другие мастерские, и была очень сильная конкуренция, но особо жизнеспособным оказалось косторезное производство Ю.И.Мельгуновой. В Тобольск она приехала из Петербурга и быстро развернула активную деятельность. Назвала она мастерскую «Образцовой Сибирской мастерской». Изделия Ю.Мельгуновой отличались особым изяществом и высоким качеством исполнения.

В 1898 году несколько тобольских резчиков, объединяются в самостоятельную артель. Кустарная комиссия при Тобольском губернском музее всячески помогало артели. Так, благодаря поддержке музейных сотрудников, в 1900 году тобольская резная кость экспонировалась на Всемирной выставке в Париже и завоевала золотую медаль.

Попытки создать мастерские или артели происходили ещё не раз, но из-за слабой материальной базы долго они не существовали и закрывались.

Тобольские резчики уже к моменту создания первой мастерской были знакомы с образцами как  восточной и северорусской резьбы по кости, так и с изделиями малых народов Обского Севера. Холмогорская резьба отличалась кружевом ажурной резьбы, малые народы Обского Севера (остяки, вогулы), изготавливали из лосиного рога (и реже из кости мамонта) детали сбруи оленя, охотничьего снаряжения, и очень редко фигурную резьбу («Поездка на оленях»).

Тобольские мастера середины XIX изготавливали резные изделия «для души», стремились порадовать Тобольских горожан. Местным жителям хотелось украсить свой дом миниатюрными: сундучками, диванчиками, повозками, вырезанные из мамонтовой кости. Связь с городской культурой- важнейший фактор развития и расцвета Тобольской художественной резьбы.

Скульптурная резьба с воплощением северной тематики становилась отличительным признаком этого искусства. Мастера в совершенстве владели искусством гладкой резьбы, вырезали ажурный орнамент и накладной рельеф, особенно много предметов вытачивалось на токарном станке. Интересы популярности, побуждали владельцев мастерских искать пути к созданию новых изделий. В своих воспоминаниях один из самых известных косторезов Тобольска П.Г.Терентьев пишет: «До Овешкова лишь памятник Ермаку, да ссыльный колокол вырезали, а Овешков дал новые темы».

Сначала, резные фигурки были лишь составной частью какого-либо предмета, чаще всего они украшали чернильницу. Но со временем эти скульптуры «сошли» с оснований чернильных приборов, ларцов, и стали обретать самостоятельность и назначение.

Резчики стремились как можно достовернее передать в скульптурной миниатюре сцены из жизни жителей Севера, охоту на медведя, поездка на собаках, оленях, вяление рыбы… Характерной чертой в этом плане стала композиция «Остяк на лыжах» (созданная неизвестным автором). В основе общего принципа построения резных композиций лежали станковые формы искусства. Постепенно стали изображать остяков-охотников и животных в движении, для более ёмкого раскрытия содержания скульптурной работы.

Ни один из резчиков не оставил столь яркого следа в истории Тобольского косторезного промысла и не оказал влияния на формирование Тобольского почерка резьбы по кости, как П.Г.Терентьев.  Мастер был необычен во всём. В отличие от других мастеров он работал преимущественно перочинным ножом. Он свободно вырезал отдельные скульптуры, анималистические и жанровые композиции, делая предметы утилитарно-художественного назначения. Он первый из Тобольских резчиков сумел передать в малой пластике душевное состояние героев. В отличие от многих своих коллег он не пошёл по пути ширпотребных сувениров, а работал над созданием произведений искусства, выражающих его убеждения, радость, гнев, тревогу. Терентьев создавал скульптуры как по мотивам жизни людей Севера, так и быта тоболяков. Даже зверей и животных изображал в различных сюжетных ситуациях. Особым успехом для Порфирия Григорьевича стало создание резной композиции в кости «Один с сошкой, семеро с ложкой» (рисунок художника С.В. Животовского).  В начале XX века он создал серию выразительных скульптур по мотивам пьесы А.М. Горького «На дне», образы «Лука», «Барон»…

Советский период творчества косторезов складывался трудно. Исчезновение рынков сбыта подорвали промысел, рассеяли мастеров. После 1917 года в Тобольске осталось лишь 11 резчиков по кости, и лишь двоим из них-патриарху промысла Порфирию Григорьевичу Терентьеву и замечательному мастеру круглой скульптуры Василию Ивановичу Денисову-удавалось жить за счет своего ремесла, остальные, как и великолепный мастер оклеенных работ Терентий Семенович Песков, вынуждены были заниматься своим искусством в качестве подсобного труда.

В 1920 – х годах скульптурные композиции, выполненные на северную тематику в Тобольске, передавались в Московский музей народного искусства.  Среди них композиция «Остяцкое хозяйство». Часть скульптур отправлялось за границу. Создавал свои произведения для реализации в Германии и Англии и П.Г. Терентьев.

В конце 1928 года в Тобольск приходит «Устав кооперативной производственной артели». И в следующем, 1929 году, наряду с кожевниками, верёвочниками, парикмахерами при Многопромсоюзе организовали цех резчики по кости. Сначала коллектив был маленький, среди них: Ф.Ф. Невский и А.М. Максимов, но очень быстро он увеличился до 15 резчиков, и  с 1 августа 1932 года становится самостоятельной артелью «Коопэкспортсбыт». В артели вместе с учениками работали резчики, среди них и вдова Порфирия Григорьевича-Агриппина Тереньтева. Многих из артельщиков связывали родственные или приятельские узы. Чуть позже пришли братья Бизины (Алексей и Пётр), потом Семён Трегубов и Виктор Лопатин. Часть выпускаемых изделий: резные шахматы в оригинальном северным стилем, портсигары с рельефом, скульптурные композиции (на тему быта северных народов) шли на экспорт, другая часть (ширпортреб) реализовывалась на месте, к ним относились разные виды брошей и других женских украшений. И в 1933 году на Всесоюзной Юбилейной выставке Артель была удостоена Диплома первой степени за «Высокохудожественную резьбу по мамонтовой кости».

В 1935 году молодым председателем Артели становится Александр Ширяев. Не задолго до этого, С. Трегубов, увидев у парня незаурядные способности, пригласил его в ученики. Вскоре Александра рекомендовали и в председатели Артели.

Социалистические преобразования на Севере сказались и на творчестве косторезов. Необходимо было отражать новые предметы быта народов Севера. И если до 1935 года Артель работала на старом этнографическом материале, то после, появляются макетные многофигурные композиции, с тематикой социалистических преобразований на Севере: выборы, школа, радио в тундре… Если раньше охотников изображали с луком, то теперь стали изображать с ружьем.

С 1935 года Тобольская артель стала сотрудничать с Московским  научно-исследовательским институтом художественной промышленности, откуда приезжал В.М. Василенко, научный сотрудник, а в последствии профессор, доктор наук. Он сразу же заметил, чем Тобольская скульптура отличается от Чукотской. Если чукотские мастера пытались произвести запомнившийся облик зверя, то тобольские – объединяли фигуры сюжетно, создавая своеобразный рассказ.

Творчески работали многие резчики, но самой яркой фигурой на промысле стал В.Н. Лопатин. Приняв от Денисова эстафету тобольской скульптурной резьбы, он существенно обновил её пластический язык. В многофигурных композициях молодого художника интересно не сюжетно-повествовательное начало, а его духовная сущность.

Каким бы видом резьбы не занимались мастера, ведущей оставалась объёмная скульптура. В период подготовки к Всемирной Парижской выставке 1937 года, акцент был сделан на создании многофигурной композиции в современной тематике. Тобольские мастера рассказывали о своеобразии быта народов Севера, социалистических преобразованиях бывших окраин России.

Не смотря на все различия и индивидуальность, у тобольских мастеров выделялось общее; это то что скульптуры людей, животных, жилище, детали обстановки располагались на прямоугольном постаменте с расчетом на взгляд спереди и сверху. Среди работ, отправленных в Москву, для представления на Международной выставке, были работы: Т.С. Пескова, В.И. Лопатина, Ф.В. Викулова, Трегубова. Особенно выделили произведения «Северная фактория» Денисова и «Радиофицированный чум» Лопатина. Жюри Парижской выставки присудило Василию Ивановичу Денисову -Диплом и Золотую медаль, а Виктору Лопатину и Семену Трегубову – Диплом и Серебряную медаль. Через два года на Всемирной выставке в Нью-Йорке тоболяки показали свои более масштабные работы: «Выборы в Верховный Совет СССР в Тундре» и «Школа в тундре» Трегубова, «Лагерь папанинцев» и «Пограничник в дозоре» Лопатина.  Лишь в 1939 году мастера выехали в Москву за своими парижскими дипломами и медалями. А молодой председатель был премирован кожаным пальто. Во время финской войны Александр был призван в Армию, вернулся без кисти левой руки, и вновь стал председателем и художником Артели.

Когда началась Великая Отечественная война, многие мастера ушли на фронт. За станки сели подростки, среди них Виктор Синицких. На фронте погибают резчики: В. Лопатин, С. Трегубов, П. Бизин, Гупников, Дорофеев, Креков, Преснец. А вернувшиеся с войны: А. Бизин, Геннадий Килин (племянник Терентьева), Александр Уженцев, Константин Песков (потомственный косторез), Павел Третьяков активно включились в работу по созданию новых произведений. Во время войны мастерская по кости влилась в артель «Свой труд», а в 1945 году косторезный цех вновь выделился и стал самостоятельной организацией «Коопэкспортсбыт». В это время было создано много работ на тему военного времени. Это и работы Ф. Фёдорова «Взятие языка», В. Василькова «Возвращение на Родину». Так же резчики старались отображать в своём творчестве будни и праздники Советского народа, его созидательный труд.

В 1950 году тобольскую артель «Коопэкспорт» приглашают участвовать в Международной выставке изобразительного искусства в Лейпциге. Среди созданных к выставке работ наибольшими художественными достоинствами отличались: «Поездка на оленях» Г. Килина, «Поездка на собаках» А. Уженцева, анималистические скульптуры П. Третьякова «Медведь» и «Бегущий олень».

В 1955 году-Артель представляла работы своих мастеров на Международном фестивале молодежи и студентов в Варшаве, на этой выставке выставили свои работы Г.Хазов и Г. Кривошеин.

Кадры готовились путём бригадного и индивидуального обучения. Более опытные учили новичков приёмам резьбы. Большую помощь в повышении квалификации творчески работающих мастеров оказывали семинары. Начиная с 1949 года их организовывает Московский НИИ ХП. Его сотрудники разрабатывали программу, с целью помощи мастерам в создании ассортимента новых изделий. При проведении практических и теоретических занятий, большое внимание уделялось исследованию традиций Тобольской художественной резьбы по кости, для чего в 1948 году в артели был создан специальный фонд образцов.

До 1953 года все работы выполнялись вручную и только с этой даты на производстве начала внедряться частичная механизация. Появились циркуляционные пилы, бормашины, токарные и сверлильные станки.

Коллектив стал пополняться выпускниками Московского, Ломоносовского, Абрамцевского и Хотьковского учебных заведений. Происходил обмен знаниями. Молодые специалисты делились опытом профессиональной обработки кости, а местные мастера – опытом по освоению традиционной тематики.

Поиск новых тем заставил обратиться к литературным сюжетам, преимущественно к сказочным и былинным.

В 50-х годах тобольские мастера обратились к теме сказки.  Появляются работы «Мужичок с ноготок» В. Синицких, «Генерал Топтыгин» Ф. Фёдорова. В 1957 году артель освоила 55 новых образцов. Высокую оценку лучшие работы получили на Всемирной Брюссельской выставке в 1958 году. Артель «Тобольский косторез» получила Большую Золотую медаль и грамоту Выставки.  Председателю правления артели Е.А. Трухиной и главному художнику В.С. Синицких были вручены знаки Брюссельской выставки. Особое внимание привлекли работы: В. Синицких «Ловля оленя» (в ней соединилось содержательность и декоративность) и «Тундра».

В это время создаются работы с правдивым отражением действительности: «Остяк – охотник» В. Синицких, «Юный Оленевод» К. Пескова, «Ненка с книгой» П. Третьякова, «Репка» Ф.Фёдорова и Г. Хазов.

В 50-е годы на промысел приходят почти одновременно Гавриил Хазов и Геннадий Кривошеин. Один закончил Ломоносовскую художественную школу, а второй – из местного детского дома. Оба они учились у местных мастеров, но пошли разными путями. Особенно после поездки на Север, каждый из них стал по своему раскрывать традиционную для Тобольского промысла тематику. Используя мотив традиционной «поездки на оленях» Хазов создал ряд композиций, полных полёта и внутреннего огня. Его «Гонки», «Почта в тундре» и последующие его работы: «Материнство», «Ненка с книгой», говорили об обновлённости жизни северян, о нравственном совершенствовании. Всего мастером создано около 200 произведений. Их отличает строгая ясность и логичность построений, разнообразная содержательность и техничность исполнения. Уже позже, став главным художником фабрики, Гавриил Андреевич подготовил немало молодых специалистов.

Геннадий Кривошеин нашел свой путь через раскрытие физической и духовной красоты героев. Создавая небольшие фигурки рыбаков, охотников, он даёт возможность почувствовать и красоту самого материала. Его творческий путь был целенаправлен, но полон трудности и сомнений. Сначала он создаёт обобщённые по мысли и форме скульптуры: «Ненец с арканом», «Сестрёнки», «За покупкой». На смену однофигурным изделиям ранней поры творчества, появились произведения, в которых мастер стал раскрывать взаимодействие героев в процессе их совместного труда: «По воду», «С добычей». Оригинальность почерка Кривошеина была отмечена на Всемирных выставках в Монреале (1967 г.) и Осаке (1970 г.).

Достойное место в ряду косторезов занимала и Вера Прокопьевна Обрядова. Она пришла в артель после окончания Абрамцевской художественной школы. Ещё учась в этой школе, её привлекали японские «нетцке», и ей хотелось создать, что-то подобное. Север – был генеральной линией творчества тобольских косторезов, и Вера тоже начала вынашивать свои образы для создания изделий. Первые её работы: «Перетягивание», «Гонки», в которых она пыталась раскрыть физическую красоту и духовный мир людей, живущих в северных просторах. В. Обрядова не испытывала сложностей перехода с одного материала на другой. Её творческое становление совпало с освоением в работе зуба кашалота. Кругленькие, утяжелённые снизу скульптурки повторяли природный силуэт исходного материала. Для придания выразительности она наносила на одежду орнаментальные элементы выжиганием, а в дальнейшем заменила его на рельеф.

Шестидесятые годы – время обновления в тобольской художественной резьбы по кости. Оно вызвано разными обстоятельствами. Открытие месторождений нефти и газа на Севере, преобразует его в индустриальный край. Резчики, а особенно молодёжь, быстро улавливают новую волну и создают новые работы. Типовое строительство, полированная мебель, возросший спрос на произведения декоративного искусства выдвигали требования проросты и массовости. Громоздские скульптуры уже не вписывались в современный интерьер. Мастерами одухотворялся сам материал, в нем воплощались камерно-лирические образы. Изделия стали выполнять без подставок. И ещё одним элементов – стало использование мелкого орнамента. Характер изделий и скульптур всё больше стал зависеть от сырья. Мамонтовая кость становилась редкостью, а освоение навыков работы с новыми материалами – зубом кашалота и животной костью – совпало с техническим переоснащением  всего производства. Зуб кашалота значительно уступал мамонтовой кости, но энтузиазм молодёжи, работавшей под непосредственным руководством института художественной промышленности, ускоряли подход к созданию высокохудожественных изделий из кости. Научные сотрудники НИИ ХП И.А. Крюкова, Т.Б. Митлянская, художники И.Л. Карахан, Н.С. Гореликов продолжили работу с резчиками по кости. Особое внимание стало уделяться выявлению природных форм материала. Материал приобретал самостоятельную эстетическую ценность. Прокатилась волна увлечений созданием различных сувениров и украшений для современной одежды. Работая над изделиями сувенирного и галантерейного характера, резчики оттачивали вкус и мастерство, готовя себя к скульптурной резьбе. В скульптурах легко угадывалось исходная конусообразная форма зуба кашалота, особенно в сюжетах с изображением чума. Компактность, обобщенность стали наиболее употребительными словами в характеристике скульптуры. В эти годы возрождается искусство инкрустации.

В связи с решением Правительства о ликвидации промысловой кооперации, в 1960 году Артель была преобразована в Фабрику художественных косторезных изделий и отошла под покровительство Министерства местной промышленности и Управления развития народных промыслов и сувениров. С этого года ведет свою историю Тобольская фабрика художественных косторезных изделий, которая стала преемницей Артели.

Но не все промыслы смогли пережить реорганизацию, все зависело от того к какому ведомству они  будут подчиняться.

Зуб кашалота, подобно мамонтовой кости, становится дефицитным сырьём. И в творческой, и в производственной деятельности надо было ориентироваться на простую поделочную кость – цевку. И вновь сотрудники НИИ ХП и резчики Тобольска оказались в положении экспериментаторов. И вновь обрели значение детали, но уже как средство раскрытия внутреннего смысла произведения.

К своему 40-му юбилею в 1969 году Фабрика художественных косторезных изделий переехала в новое здание в нагорной части города.

В 1970 году ТФХКИ достойно представила промысел в Японии, целый месяц Г.Хазов работал стендистом на выставке в Осаке. После, в 1974 году, Тобольские резные изделия экспонировались на выставке ЭКСПО в американском Спокане. Г.Хазов в том же году получил звание «Заслуженный художник РСФСР». С 1970 года Хазов два десятилетия работал Главным художником фабрики. В 1976 году художника – резчика Геннадия Кривошеина наградили Государственной премией РСФСР имени И.Е. Репина.

В 1975 году за заслуги в развитии декоративно-прикладного искусства (к 100-летию промысла) фабрика получила высокую награду – орден «Знак Почета». Для вручения награды в Тобольск специально приезжал Министр местной промышленности и художественных промыслов В.К. Успенский. В это время бок о бок с маститыми резчиками работала и училась талантливая молодёжь: Минсалим Темиргазеев, Юрий Замятин, Юрий Пятаков, Наталья Галкина, Алексей Кугаевский и др. Молодые резчики быстро стали завоёвывать престижные награды на Всероссийских выставках декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

В 80-х годах активно начинают использовать в производстве лосиный рог. В эти же годы, уже новое поколение искусствоведов Московского НИИ ХП активно участвуют в разработке новых изделий фабрики и популяризации произведений тобольских мастеров, широко представляя их за рубежом, через фонд Международных выставок.

Празднование юбилея города Тобольска (400-летие) в 1987 году способствовало появлению новых работ, касающихся истории края. Это событие, стало толчком к обращению тобольских резчиков к русской тематике; Были созданы работы: «Русская тройка» Ю.Замятина, «Чудо-Юдо-рыба-Кит» А. Ананьина, «Поединок» М. Хучашева, «Дед Мазай» Ю. Замятина, «Большое поле» А. Кугаевского и др.

Вместе с обращением к теме русской Сибири, истории Тобольска, многие мастера в 90-е годы приобщаются к религиозной тематике. Первыми создают рельефные иконы местных святых Г.А. Хазов и А.П. Кугаевский.

Косторезная фабрика продолжает оставаться основным хранителем косторезного промысла г.Тобольска.

Изделия фабрики отнесены к изделиям народных художественных промыслов в 1986 году. Фабрика в своём фонде образцов сохранила более 1500 изделий. Эти образцы создавались творчески работающими мастерами с 50-х годов XX века. Более 400 изделий утверждены как образцы народного художественного промысла признанного художественного достоинства.

В настоящее время на фабрике трудятся более 50-ти человек, среди них два Члена Союза Художников России: Ирина Зыкова и Тамара Бронникова.  Рядом с опытными мастерами работает молодёжь из семей потомственных косторезов: Альфия Шафигуллина, Арслан Кинчин, Вера Коржановская, Дмитрий Кугаевский, Людмила Климова. Изделия талантливых мастеров И.Зыковой и Н.Галкиной, хранятся в частных коллекциях известных людей. Уделяется  большое внимание разработке новых работ, обучению мастеров. В 2019 году наши мастера повысили уровень своей квалификации в лучших учебных заведениях страны.  В этом же году, в  апреле, к 90-летию фабрики открылся музей истории ТФХКИ. Коллекция музея включает уникальные экспонаты, начиная с 20-х годов XX века. В экспозиционных витринах размещены фотографии художников, а так же лучшие произведения резчиков фабрики нескольких поколений, их эскизы, высокие награды и многое другое. При фабрике работает салон-магазин с огромным ассортиментом изделий. Для расширения торговой сети, в городе Тюмени открылся новый салон-магазин «Тобольская резная кость».

Сегодня фабрика является стабильным предприятием выпускающим, традиционные изделия народного художественного промысла, пользующиеся успехом, как в России, так и за рубежом. Спустя годы, Тобольская фабрика художественных косторезных изделий остаётся центром бытования НХП, сохраняет и поддерживает традиции, сформированные за полуторавековую историю, и осваивает новые темы и пластические решения, позволяя промыслу идти в ногу со временем.

Косторезная фабрика сегодня

“Город Тобольск уникален тем, что в нем зародился, живет и развивается косторезный промысел. Резная кость – это визитная карточка нашего города, показатель сохранения культурного наследия.”

В отделении искусств и культуры имени А.А. Алябьева Тобольского многопрофильного техникума ведется подготовка студентов по специальности Декоративно прикладное искусство и народные промыслы, на которой с 2019 года ведется обучение по направлению: Резьба по кости. Открытие данного направления подготовки стало возможно благодаря инициативе преподавателей отделения искусств и культуры и специалистов косторезной фабрики, которую поддержала администрация техникума.

За три года существования косторезной мастерской преподавателями и обучающимися отделения были достигнуты определенные успехи, которыми мы по праву можем гордиться. 

– Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia 2020.  Посоревноваться в искусстве резьбы по кости Тюменской области предложил Якутский колледж технологии и дизайна совместно с Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Министерством образования и науки Якутии. Тюменские организаторы чемпионата вызов приняли. Соревнования по компетенции «Косторезное дело» состоялись на базе Тобольской косторезной фабрики. Участие принимали в двух возрастных категориях: «Юниоры» (обучающиеся общеобразовательных школ, прошедшие подготовку на базе нашей мастерской), «Основной состав» (обучающиеся на специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы). Всего было 10 участников.

– Региональный чемпионат WorldSkills Russia 2021 так же состоялся на базе Тобольской косторезной фабрики, но прежним возрастным категориям добавилась еще одна – «Навыки мудрых» (косторезы 50+). Участников уже 15 человек.

В 2022 году косторезная мастерская техникума была приведена в полное соответствие требованиям Ворлдскиллс и чемпионат состоялся в родных стенах. 

За 3 проведенных чемпионата в них приняли участие 40 косторезов, от начинающих до профессионалов, 27 из которых получили дипломы победителей. 

Вот их имена: Гаманюк Полина, Сабитова Светлана, Сапогова Юлия, Симонова Татьяна, Турышева Татьяна. Бекшенев Радион, Томилова Ольга, Неясова Лилиана, Герасимова Ярослава, Созонов Геннадий, Кан Станислав, Айтмухаметов Артур, Самойлова Александра, Карижский олег, Соколова ольга, Казарина Мария, Айтбаева Инга, Ластовская Зинаида, Исанбахтиева Эльвира, Еремина Мария, Новоселова Яна и т.д. 

 
Previous
Next

К участию в Чемпионатах  и работе в качестве жюри были привлечены именитые художники – косторезы: Кугаевский Дмитрий, Зыкова Ирина, Санаев Сергей, Бекшенев Родион – члены союза художников России. Общение подрастающего поколения с художниками такого уровня несомненно дает положительный результат. 

В течение всего периода на базе нашей мастерской проходят обучение студенты 3-4-х курсов. Первый выпуск на специальности Декоративно-прикладное искусство по виду: Резьба по кости состоялся в 2022 году. 

Накопилась достаточно большая база выставочных работ, многие из них были представлены на выставке первого Всероссийского фестиваля косторезного искусства в городе Тобольске. 

Список студентов – участников выставки: Гаманюк Полина, Заверина Карина, Ниязова Анжелика, Сабитова Светлана, Садыкова Алина, Соколова Ольга, Сапогова Юлия, Симонова Татьяна, Ильченко Алена. А так же на этом фестивале наши студенты активно работали в качестве волонтеров.

В каталог первого Всероссийского фестиваля косторезного искусства вошли работы студентов нашего техникума.

В 2021 год наш техникум принял участие в Межрегиональном чемпионате «Ямалскиллс» в городе Салехард, на котором студентка специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Сапогова Юлия получила диплом II степени. 

В мае 2022 года студенты данного направления представляли художественную резьбу по кости на областном профориентационном фестивале «Маяк» в городе Тюмень. 

В июне 2022 года проводили мастер-классы для жителей и гостей города на празднике, посвященном Дню города Тобольска.

  В январе в городе Тюмень прошел отборочный тур XXI Молодежных Дельфийских игр России. В номинации Художественные ремесла во 2-й тур прошли Сапогова Юлия и Гаманюк Полина. Обе участницы представили творческие работы, выполненные в технике художественной резьбы по кости. Изделия были разнообразны: подвески в технике гравировки и рельефной резьбы, украшения, композиции в круглой скульптуре.  

   В октябре 2022 года Полина Гаманюк – студентка выпускного курса одержала победу в номинации «Художественное ремесло» XVI Молодежных Дельфийских игр государств-участников СНГ в г. Душанбе.